Бурлак Юлия Викторовна

педагог первой квалификационной категории.

Как педагог дополнительного образования работаю в МАУ ДО «ДТДИМ Северное сияние» с 2012 года. За данный период организовала объединение оздоровительной физкультуры “Динамика”, в котором занимаются дети с ослабленным здоровьем. В объединение приходят дети с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, диагнозом ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 В своей работе стараюсь искать новые подходы к организации занятий  оздоровительной физкультурой. Для этого мною разработана и реализуется программа “Оздоровительная физкультура”.  Программа  направлена на укрепление здоровья воспитанников и профилактику различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и  рассчитана на детей от 3 до 15 лет. Срок ее реализации 2 года.

Программа соответствует физкультурно-спортивной направленности и адаптирована к условиям ДТДиМ «Северное сияние»  утверждена решением экспертного совета образовательного учреждения и прошла внутреннюю и  внешнюю экспертизу.

Актуальность создания данной образовательной программы основана на том, что в настоящее время  остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Современная физкультура в дополнительном образовании должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Поэтому я стремлюсь применять в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что в данной программе используются профилактические и оздоровительные методики: комплекс специфических физических упражнений на отдельные группы мышц, показанных для профилактики заболеваний позвоночника и суставов, упражнения для релаксации, игровые упражнения (игровой стрейчинг), фитбол – гимнастика, которые направлены на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения, а  так же способствуют снижению уровня заболеваемости и повышению уровня физического развития.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы в том, что данная программа предполагает не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение комплексам специальных упражнений, которые в дальнейшем дети смогут выполнять самостоятельно.

Группы комплектуются с учетом возраста, показателей физической подготовленности и функционального состояния.

В группы принимаются дети, на добровольной основе. При поступлении в объединение дети должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья и письменное заявление родителей детей до 14 лет.

Форма занятий: учебно-тренировочные занятие, комбинированное занятия, практические занятия, соревнования.

Форма организации работы: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы, у занимающихся детей будет наблюдаться укрепление опорно-двигательного аппарата, а так же укрепление мышечной системы и сформированность навыка правильной осанки. Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики, гармонично тренирующих основные группы мышц, будет способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки, а так же развитию координации движений, функции равновесия и других физических качеств: ловкости, гибкости, силы, выносливости, скорости. Занятия с использованием дыхательной гимнастики будут способствовать формированию правильного речевого дыхания. 

Комплексное использование общеразвивающих, специальных и коррекционных упражнений с упражнениями фитбол-гимнастики, а также игровыми упражнениями и подвижными играми, будет оказывать общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повысит эмоциональный фон занятий и вызовет положительный настрой.

Ожидаемым эффектом будет общее укрепление защитных функций организма, что приведет к снижению частоты респираторных заболеваний, а так же повышению мышечной памяти ребенка. У воспитанника сформируется устойчивая потребность к ведению здорового образа жизни и регулярным самостоятельным занятиям физкультурой и спортом.

Предполагается, что дети будут знать и иметь представление:

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
  • о способах и особенностях движений, передвижений;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
  • о причинах травматизма и правилах предупреждения.

И смогут:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию;
  • взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.