БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Данная статья посвящена травле в детских коллективах. Материал будет полезен как учителям общеобразовательной школы, так и педагогам дополнительного образования, и, конечно же, родителям. Читатели найдут ответы на такие вопросы, как «Что чувствует жертва буллинга?», «Какой ведущий мотив у преследователя?», «Что происходит с детьми-наблюдателями травли?», «Как отражается процесс буллинга на успеваемости в классе/творческом объединении и на общем психологическом климате коллектива?».

БУЛЛИНГ – это преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Если выражаться простым языком, понятным для всех, просто травля.

Как понять, что между детьми происходит травля, а вовсе не конфликт? Очень просто. Травля повторяется: преследователь – ребенок, который травит, стремится унизить жертву – ребенка которого травят.

Травля – это физическое насилие, обзывания, насмешки, игнорирование, отвержение, порча вещей жертвы, вымогательство денег, слухи, плетни, угрозы, высказывание непристойностей.

Травля существует в коллективах и у маленьких детей, и у подростков (10-17 лет). У подростков в общении формируется личность. Выражается потребность в самоутверждении, а ориентируются они в этом процессе на мнение сверстников. Мотивом является стремление занять достойное место в коллективе, а трагедией в жизни  – потеря авторитета в глазах других подростков. Хорошие отношения с коллективом очень важны для прохождения этапа взросления в подростковом возрасте.

Последствия травли отражаются на ВСЕХ участниках.

Жертва травли испытывает физическое и психологическое страдание, может впасть в депрессию, проявляет суицидальные мысли, получает психологическую травму, у них снижается самооценка, появляется озлобленность и нехватка ресурсов на учебный процесс.

Дети, которые устраивают травлю, застревают в роли преследователя, приобретают плохую репутацию, в них появляются жестокость и безразличие. В результате такие дети так и не могут научиться эффективным коммуникациям.

Дети, которые являются в процессе травли наблюдателями и свидетелями, перестают верить в справедливость, привыкают к равнодушию, приобретают психологические травмы, постоянно испытывают страх, что окажутся на местежертвы.

Для всего коллектива травля вносит разобщенность и небезопасную атмосферу, дети перестают доверять учителю. Все это отражается на учебном процессе в целом: снижается общая успеваемость в классе, пропадает мотивация к учебе.

Очень важно понимать педагогу процессы травли, не запускать их самому и вовремя останавливать всякие проявления буллинга!

Из опыта своей практики психолога я вынесла, что подростковый буллинг – это крик о помощи к взрослому миру. Это способ ребёнка защититься и справиться с коллективными энергиями зла, которое мы все несем в коллективном бессознательном. Очень важно и ценно, чтобы позиция учителей, педагогов, администрации, психологов образовательных учреждений, а также родителей была активной: четко назвать это насилием и дать моральную оценку, сказать однозначное нет буллингу. Такая позиция укрепляет позицию ребенка и защищает от бессознательных коллективных импульсов.

Педагог-психолог МАУ ДТДиМ «Северное сияние» Чуркина Ю.В.

00