452-petrovskivВадим Артурович Петровский, кандидат психологических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор ГУ Высшая школа экономики,
ректор Института системного консультирования.

“Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.”

Концепция развития дополнительного образования детей до 2020
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

Осенью 2016 года наш Дворец на основании приказа Управления образованием Администрации города Хабаровска № 2403 от 03.11.2016 года получил статус муниципальной инновационной площадки с проектом

Персонализация как ведущий тренд дополнительного образования XXI века“.

Что такое “персонализация”? В психологическом словаре находим следующее определение понятия:

Персонализация (лат. persona – личность) – процесс осознания субъектом собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности. Термин был введен психологом Вадимом Петровским и указывает на то, что, несмотря на близость определений «индивид» и «личность», их значение отличается. Персонализация, иными словами, – это потребность индивида в проявлении своей личности.

В Концепции развития дополнительного образования детей отмечается: “Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

  • участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
  • неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
  • вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  • разновозрастный характер объединений;
  • возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.”

Советуем прочитать:

А.Г. Асмолов принял участие в панельной дискуссии «Единое образовательное пространство и персонализация образования»

Асмолов А. Г. Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе // Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — Разд. 4. — Гл. 3. — С. 522—534. — (Психологи отечества). — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=71440.

РОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: от Концепции развития дополнительного образования детей – к воплощению в жизнь

Каргина З.А., к.п.н., доцент. Инливидуализация, персонализация, персонификация– ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований.